Ярославское время
23:20
Среда, 16 Июня
Курсы валют
сегоднязавтра
87.33 87.21
71.68 71.83
Котировки
РТС 1679.02 9.65
ММВБ 3829.67 8.22
Brent 74.16 0.67

4 ноября – День народного единства

13:3603.11.2020 2737

Вклад ярославцев в борьбу с польскими интервентами

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве

27 декабря 2004 года Государственная Дума приняла поправку в Трудовой кодекс РФ, в соответствии с которой в перечень государственных праздников был внесен новый праздничный день: 4 ноября — День народного единства. Он был учрежден ознаменование победы народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского над польскими интервентами 4 ноября 1612 года.

Изгнание поляков из Московского Кремля 4 ноября 1612 года – очень важное событие в истории нашей страны. В тот период стала реальной угроза потери Россией государственности и Православия — тех основ, на которых строилась жизнь русского народа.

Смутный период, т.е. время полного смятения умов, возник в результате нарушения исторической традиции назначения царей из рода Рюриковичей. Провозглашение в 1598 году боярина Бориса Годунова, происходившего не из царского рода, московским Царем спровоцировало появление множества претендентов на царский трон, тоже не имевших законного права на престол. Они выступали от имени «чудом спасшегося от смерти» младшего сына Ивана Грозного Димитрия, погибшего (или убитого) в Угличе в 1591 году. Это вызвало полный разлад и раскол во всех слоях российского общества, парализуя деятельность органов власти. Нарастал вал бесхозяйственности и бандитизма. «За время Смуты в центре страны погибло две трети населения, в южных районах – треть. В этом смысле Ярославлю даже повезло – в Смутное время численность жителей города не уменьшилась в отличие, скажем, от Ростова. Как писали в источниках, «люди на Ростовском посаде оскудели и охудали, а иные скитаются Христовым именем». (В.Марасанова. Материалы круглого стола. https://yarreg.ru/articles/kak-obshchestvennaya-iniciativa-stranu-spasla/) Соседние страны: Польша, Швеция и Литва, — пользуясь ослаблением центральной власти и утратой боеспособности русской армии, вторглись на территорию страны. Поляки при содействии московских бояр-изменников посадили на царский трон сына польского короля Владислава.

Казалось, Россия навсегда погибла. Однако Нижний Новгород, а затем Ярославль стали центрами патриотического движения за освобождение Отечества. Выдающуюся роль в организации этого движения сыграл земский староста Кузьма Минин, вдохновленный грамотой Патриарха Гермогена. Русский патриарх был брошен поляками в темницу Чудова монастыря на территории Московского Кремля. В своей грамоте он призывал нижегородцев стоять за святое дело и православную веру. Призывы Главы православной церкви к освободительной борьбе горячо поддержали простые нижегородцы, а затем городской совет Нижнего Новгорода и духовенство. У стен Спасо-Преображенского собора состоялось общее собрание нижегородцев. Сначала прошла служба, а затем выступил К. Минин с обращением по организации нового народного ополчения. «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать…». (Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.8, гл. 8. Http://www.magister.msk.ru//library/history/)

Нижегородцы обратились к князю Дмитрию Пожарскому, чтобы тот возглавил народное ополчение. Он дал согласие при одном условии, если за материальное и денежное довольствие войска будет отвечать К. Минин. Их обоих отличали справедливость и великодушие, щедрость в пожертвованиях, скромность и честность, благочестие и набожность, преданность государственным устоям и Отечеству.

Народное ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода в начале марта 1612 года, а к апрелю вступило в Ярославль, в котором простояло до конца июля. Ярославль стал временной столицей российского государства. Отсюда Минин и Пожарский, как общенациональные лидеры, рассылали грамоты по всем русским городам с призывом «присылать в Ярославль из всяких чинов человека по два для организации «Совета всея земли», который явился общероссийским правительством возрождаемой России. При нем работали Приказы (так назывались тогда высшие органы власти): Разрядный (военный), Посольский и Поместный (ведал хозяйственными делами).

Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

Ярославцы проявили завидную активность в агитации народа на борьбу с поляками. В одной из ярославских грамот отмечалось: «Панам на Москве и во всех городах московского царства не бывать. В Ярославле много людей, готовых идти против польских людей». «Стояние» в Ярославле и меры, принятые «Советом всея земли» под руководством К. Минина и Дм. Пожарского, дали свои плоды. К народному ополчению присоединилось немало городов Подмосковья, Поволжья и даже Сибири. В начале августа уже не трехтысячное ополчение, каким оно вошло в Ярославль, а двадцатитысячное войско, хорошо экипированное, двинулось на Москву. Во время трехдневной остановки ополчения в Ростове Ярославском К. Минин и Дм. Пожарский отправились в обитель Бориса и Глеба, чтобы получить благословение от затворника Иринарха. «Дерзайте! — благословляя Минина и Пожарского, — сказал Иринарх. Не страшитесь ворога, и вы увидите славу Божию». (Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.8, гл. 8. Http://www.magister.msk.ru//library/history/)

Итак, «стояние» народного ополчения в Ярославле на протяжении четырех месяцев сыграло ключевую роль в борьбе с польскими интервентами по освобождению Москвы. Заставив польских интервентов капитулировать, Д. Пожарский с Казанской иконой Божьей Матери вошел во главе своего войска в Московский Кремль. Русские люди с тех пор свято верили, что именно Казанская икона помогла защитить Государство Российское от нашествия поляков. Празднование Казанской иконы Божией Матери совершается Русской Православной церковью именно 4 ноября.

Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве

Можно только сожалеть, что в исторической науке роль ярославцев в судьбоносном для российского государства событии – формировании народного ополчения — в немалой степени принижена или просто недопонимается многими видными историками, как в царский и советский периоды, так и сейчас. В этом, думается, вина и самих ярославских ученых-историков и краеведов. Сегодня известно достаточно много фактов о выдающейся роли наших предков-ярославцев в национально-освободительной борьбе в начале ХVII века.

Памятник «Клятва князя Пожарского»
на территории Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле

В.И. Корнилов

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.